Расположился он в Московской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Юрий Коваль / Фото Виктора Белова
Текст: Дмитрий Шеваров
На будущий год исполнится тридцать лет, как мы живем без Юрия Коваля и все-таки — с ним. Нам, его читателям, трудно представить, как мы пережили бы эти тридцать лет, не будь рядом с нами «ковалиных» рассказов, стихов, песен, картин.
Прошлой зимой в Доме-музее Корнея Ивановича Чуковского в Переделкине прошла выставка, посвященная Юрию Ковалю. В маленькой комнате, где с трудом поместится пять человек, можно было увидеть его книги, рисунки, фотографии. Те, кто успел побывать на этой скромной выставке, спрашивали: «А где в Москве музей Юрия Коваля?» На этот вопрос приходилось разводить руками и качать головой: нет в Москве такого музея — его вообще нигде нет.
И вот пришел день 16 августа, и появился на свет Музей Юрия Коваля. Открылся он, правда, не в Москве, но — в Московской башне. В Московской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника!
Московская башня объединила в единое целое главные вехи жизни писателя: он родился и умер в Москве, а свою духовную родину нашел за пятьсот километров от столицы – на вологодской земле, в деревеньках Оденьево и Чистый Дор, что близ Кириллова и Ферапонтово. Жители этих деревень – дети и старики – стали героями лучших рассказов Юрия Коваля, составивших книгу «Чистый Дор».
На двух ярусах Московской башни разместились картины Юрия Коваля, деревянные скульптуры, эмали, книги, фотоснимки, записки и зарисовки, пишущая машинка и гитара…
Ясно, что музей Юрия Коваля появился на свет не без помощи основателя обители – святого преподобного Кирилла Белозерского. Но не будь горячих энтузиастов создания музея, некому было бы и помощь подать. И тут прежде всего надо назвать Михаила Шаромазова, генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника, и Юлию Коваль, дочь писателя.
Все, кто знаком с Юлией Юрьевной, поражаются её радостному служению памяти отца. Выставки, концерты, вечера памяти Юрия Коваля – всё на плечах Юли. Она в отца красива и большеглаза, и скора на добрые дела – совсем как Нюрка из «Чистого Дора». А какая певунья!..
Два года назад Юлия взялась за выпуск в свет «Монохроник». По сути – это путевой дневник Юрия Коваля, охватывающий последние пятнадцать лет его жизни. Заветное произведение писателя и художника не только велико по объему, но и сложно по своей свободной композиции, по вольному монтажу текстов и рисунков.
Рисунок из «Монохроник» Юрия Коваля
И вот уже семь томов «монохроник» выстроились у меня на полке. Они тяжелы как иконные доски. Осталось дождаться последних двух томов.
Монохроники – для чтения-погружения, для ненастных вечеров, когда все вокруг невыносимо тревожит и хочется куда-то нырнуть. Нет, не спрятаться от жизни, а просто почувствовать, как она может быть просторна, глубока и разноцветна. Как ты сам можешь раскрасить свою жизнь в тона радости и любви, если в один прекрасный момент скажешь себе: хватит унывать и хныкать.
Рисунок из «Монохроник» Юрия Коваля
А ведь и в 1980-е (а именно тогда Юрий Коваль создавал свои монохроники) хватало казенных слов и черных красок. Но Юрий Коваль будто их не замечал, он выбирал совсем другие цвета и другие слова – ясные, солнечные, надежные.
Теперь выбор слов и красок за нами.
- Хватит сомневаться,
- Попусту мечтать.
- Не за кисти ль взяться
- Мне пора опять?
- Загорятся краски
- В солнечном огне,
- Детские рисунки,
- Помогите мне.
Источник: 3dnews.ru